|
Семья как субъект педагогического воздействия
|
Семья как субъект педагогического воздействия
Семья является начальной структурной единицей общества, в которой закладываются основы воспитания личности. Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Она формирует у человека представления о добре и зле, о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.
Современная семья - это основанная на браке или родстве малая социальная группа. В зависимости от структуры родственных связей выделяют, различные типы семей. Наиболее распространенной является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная (или сложная) семья. Она включает в себя три поколения и более, живущих вместе, связанных общим хозяйством. В зависимости от наличия в семье супругов, образующих ядро семьи, различают полные и неполные семьи. В состав полной семьи входят оба супруга, а в неполной семье один из супругов отсутствует. Однако любой тип семьи предполагает совместную жизнедеятельность ее членов.
В совместной жизнедеятельности членов семьи реализуются следующие функции:
- репродуктивная - рождение детей;
- хозяйственно-экономическая - ведение общего хозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
- нравственно-психологического обеспечения - создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, морально-психологическая поддержка каждого члена семьи;
- коммуникативная - организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми и семьями;
- рекреативная - организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил и здоровья членов семьи;
- воспитательная - создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей).
Характер семейного воспитания изменяется в различные периоды жизни человека. Так, если в дошкольном возрасте семья играет исключительно важную роль в реализации материальных, духовных, познавательных потребностей ребенка, а в младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, то на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для подростка большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
К общим особенностям семейного воспитания относятся:
- Непрерывность, устойчивость и систематичность формирующих факторов семейного воздействия;
- Воспитание в семье основывается на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
- Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности, способствуют духовному обогащению каждого члена семьи, передаче и усвоению опыта;
- Взаимная направленность формирующих воздействий, т. е. влияние оказывают не только старшие члены семьи на младших, но и наоборот (дети зачастую побуждают взрослых к самосовершенствованию, изменению своего образа жизни, поведения, привычек);
- Создание благоприятных возможностей для учета индивидуальных особенностей, потребностей интересов каждого члена семьи;
- Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.
Семейное воспитание имеет ряд общих задач и принципов.
Важнейшими принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- открытость и доверительность в отношениях с детьми;
- последовательность и реалистичность в требованиях;
- оказание посильной помощи детям, готовность отвечать на их вопросы.
К основным задачам семейного воспитания относятся:
- Создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка;
- Обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;
- Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- Приобретение детьми полезных прикладных навыков и умений, направленных на самообслуживание и помощь близким;
- Воспитание у детей чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание охватывает все направления воспитательной работы: умственное (интеллектуальное) воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. При этом очень важно, чтобы семейное воспитание не противопоставлялось школьному воспитанию, а дополняло его.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее, приоритетное использование некоторых из методов и средств воспитания. Это личный пример, обсуждение, доверие, сопереживание и др. Объективное влияние семьи на формирование личности ребенка реализуется в общении и совместной деятельности членов семьи и во многом зависит от таких факторов, как бытовые условия (материальные, жилищные и др.), нравственно-психологический климат и стиль взаимоотношений взрослых и детей в семье. Целенаправленное педагогическое воздействие семьи на личность определяется также, во-первых, воспитательной активностью родителей и других старших членов семьи и, во-вторых, педагогической культурой взрослых (их умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность).
Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX-начала XX вв. П.Ф.Лесгафт, который считается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировал условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». К этим условиям от относил прежде всего атмосферу любви и взаимного уважения в семье. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, любить Родину, делать добро.
Важным условием Лесгафт считал наличие в семье высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше всего эту роль выполняет мать-женщина, которая пользуется уважением в семье.
Необходимым условием семейного воспитания считается регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать эту работу в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, а затем как самостоятельный исполнитель.
Важно обеспечить гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок и музыки должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду.
Непременным условием семейного воспитания П. Ф. Лесгафт считал принцип постепенности и последовательности. На практике это означает, что ребенку должны поручаться только те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям и появится лень.
Воспитательный потенциал семьи в значительной мере определяется ее типом. Существуют различные классификации семей не только по составу, но и по типу взаимоотношений в них. Так, Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальные, средние и негативные (или скандально-раздражительные).
М. И. Буянов различает такие типы семей, как гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания.
Однако наиболее четкую классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала предложил Г. М. Минъковский, который выделял по этому признаку 10 типов семей:
1. воспитательно-сильные;
|
2. воспитательно-устойчивые;
|
3. воспитательно-неустойчивые;
|
4. воспитательно-слабые с утратой контактов с детьми и контроля над ними;
|
5. воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;
|
6. воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;
|
7. маргинальные с алкогольной, сексуальной деморализацией;
|
8. правонарушительские;
|
9. преступные;
|
10. психически отягощенные.
|
В семьях первого типа, доля которых составляет 15-20 % обследованных Миньковским семей, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Второй тип семей (35—40%выборки) создает в целом благоприятные условия для воспитания. Для третьего типа семей (10 % выборки) характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи. Четвертый тип (15-20 % выборки) объединяет семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников. Остальные типы (10-15 % выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными.
Многие исследователи считают, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих детей. Причины тому различны. В частности А. Ситник выделил следующие причины:
- однодетность и малодетность в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не имеют практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами;
- жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
- утрачены традиции народной педагогики;
- в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослых;
- возрастающие социальные и экономические трудности, низкая заработная плата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения.
Семейное воспитание осуществляют, как правило, не профессиональные педагоги. Поэтому в семейном воспитании нередко допускаются ошибки.
Рассмотрим, в качестве примеров, несколько типов неправильного семейного воспитания:
Безнадзорность и бесконтрольность проявляются в отсутствии внимания родителей к воспитанию детей. В результате такого воспитания родители заняты своими делами, а дети, предоставленные сами себе и занятые поисками увеселений, попадают под влияние «уличных компаний».
Гиперопека - жизнь ребенка находится под неустанным надзором, он постоянно слышит строгие приказания и многочисленные запреты. В итоге такого воспитания человек становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах. Разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумир семьи». Ребенок привыкает быть в центре внимания. Все его просьбы и желания беспрекословно выполняются. Им постоянно восхищаются. В результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.
Воспитание по типу«Золушки» т.е. в обстановке эмоциональной отверженности ребенка, безразличия, холодности. Такое воспитание приводит к появлению у детей неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности.
«Жестокое воспитание» проявляется в том, что ребенка сурово наказывают за малейшую провинность, и он растет в постоянном страхе. На основе страха возникают жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка и обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими. Следствием неправильного воспитания часто становится нарушение поведения ребенка в семье.
Рассмотрим типичные реакции нарушения поведения:
В детском возрасте - это, как правило, реакции отказа, оппозиции, непомерного подражания, компенсации. Реакция отказа (от игр, пищи, контакта) возникает в ответ на резкое изменение образа жизни или когда семья лишается кого-либо из близких.
Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).
Реакция непомерного подражания проявляется в копировании одежды, манер, речи реального человека или героя книги (кино). Плохо, если кумиром оказывается отрицательный субъект.
Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под предлогом «занятости» отодвигается на задний план.
В подростковом возрасте нередко проявляются следующие реакции:
Реакция эмансипации (освобождения) проявляется в желании вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями.
Реакция группирования со сверстниками. При этом, как правило, наблюдается повышенная преданность своей группе и безусловное принятие групповых ценностей и стандартов поведения.
Реакция увлечения - хобби-реакция может быть настолько сильной, что целиком захватывает подростка, снижает интерес к учебе и всему остальному. Увлечение может быть интеллектуальным (музыка, рисование и т. п.), телесным (спорт, культуризм и т. д.), лидерским (поиск ситуаций или компаний, где можно предводительствовать), эгоцентрическим (стремление выделиться модной одеждой, внешностью) и др.
Реакция гиперсексуальности - повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе и т.п.
Если на почве перечисленных ситуаций в семье возникает конфликт, то путь к его ликвидации лежит обычно через заключение компромисса между родителями и повзрослевшими детьми на основе тактичности и терпимости.
Семейное воспитание должно ограждать ребенка от контактов с безнравственными людьми, а также исключать так называемые «прибавочные раздражители» (роскошь, лакомства, азартные игры и т. п.) из жизни ребенка.
Наряду с общими факторами семейной педагогики на воспитательную функцию семьи воздействуют факторы, обусловленные национальной спецификой и социально-культурными нормами и традициями, присущими определенному обществу.
Так, в России традиционно семья и брак рассматривались как монолитная основа общества, как духовное единение. Русский человек предпочитал смерть или пострижение в монахи разводу. Не случайно в России вплоть до XIII в. отсутствовал литературный жанр скабрезных историй об интимных отношениях между мужчиной и женщиной.
Однако в начале XX в., особенно после Октябрьской революции 1917 г., предпринимались попытки пересмотреть традиционные ценности, в том числе и роль семьи в воспитании личности. Влиянию семьи противопоставлялось влияние общества.
Логика развития современной западной цивилизации, основанной на господстве товарных отношений, неизбежно подрывает основы семейного воспитания. Взгляд на женщину и женское тело как на объект потребления и товар стал сегодня распространенным и во многих российских телепередачах, особенно в транслируемых западных фильмах и клипах. Результаты не заставили себя ждать:
Ежедневно в России расторгаются 1534 брака. Основные причина расторжения брака - нравственно-психологическая и педагогическая неподготовленность к строительству семейных отношений и к воспитанию детей. В результате распада семьи ежедневно 1288 детей остаются без одного из родителей (неполные семьи), 30 малышей ежедневно передаются на воспитание в Дом младенца (ребенка), 237 сбегают из дома, 952 ставятся на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, 235 оказываются на скамье подсудимых.
Русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Шелгунов еще в конце XIX в. писал: «Семья есть микрокосмос того общества, которое ее создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность. Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание...».
Характерная для России в прошлом патриархальная семья, базирующаяся на непререкаемом авторитете главы семьи и безусловном подчинении всех остальных ее членов, стала в наши дни большой редкостью. Поэтому для современной семьи особенно актуальна проблема отношений между поколениями внутри семьи. Можно выделить два стиля отношений между старшими и младшими поколениями в современных семьях: авторитарный и демократичный.
Авторитарный стиль характеризуется властью родителей (чаще отца) над детьми. Подобное воспитание преследует цель выработать у младшего поколения привычку беспрекословного подчинения. При этом старшее поколение мало считается с интересами, индивидуальностью и желаниями младшего поколения. Дети в таких семьях растут обычно дисциплинированными и послушными. Однако эти качества, как правило, результат слепого послушания, основанного на угрозе наказания. У младшего поколения в таких семьях слабо развиты самостоятельность, инициатива, творчество.
В подростковом возрасте дети в таких семьях нередко вступают в конфликты со старшими и отдаляются от семьи. Этот стиль семейных отношений наиболее характерен для традиционного общества, но доминирует и сейчас в несколько модифицированном виде в Китае, Японии и других странах. Этот стиль во многом обусловлен влиянием конфуцианства. Однако он не подрывает, а укрепляет основы общества и позволяет сохранить прочную семью.
При демократичном стиле семейных отношений старшее поколение в семье выступает организатором всего семейного коллектива. Наказания в таких семьях, как правило, не применяются. Младшему поколению предоставляется значительная свобода действий. Однако в этих семьях не всегда удается определить меру требовательности к детям, выдержать режим дня, обеспечить посильный труд младшего поколения. В результате дети имеют только права, но не имеют обязанностей, становятся индивидуалистами, не способными понимать других людей и быть гражданами и патриотами.
В идеале демократичный стиль взаимоотношений между поколениями должен основываться на взаимной любви и уважении, внимании и заботе взрослых и детей друг о друге, а это требует достаточно высокого уровня культуры и духовности от каждого члена семьи и от общества в целом. Этот стиль в идеальном варианте довольно редко встречается в действительности.
В нашей стране проблема взаимоотношений между поколениями обострена идеологизацией общества, переоценкой ценностей и нравственных установок. При этом в XX в. такая переоценка проводилась неоднократно. Старшее поколение объявлялось консервативным и несостоятельным. Его идеалы и ценности подвергались целенаправленной массированной критике, а в молодежи поддерживался дух нигилизма и неуважения к старшему поколению. В результате общество и семья переживают острейший кризис, а население вымирает.
Очевидно, что преодоление этого кризиса следует искать не в противопоставлении поколений, но в их сотрудничестве во имя общенациональных целей.
(из учебного пособия Ю.Н. Лачугиной "Педагогика и психология", 2008г )
|