ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Центр «Точка роста» Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск



Семья как субъект педагогического воздействия


Семья как субъект педагогического воздействия

Семья является начальной структурной единицей общества, в которой закладываются основы воспитания личности. Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Она формирует у человека представления о добре и зле, о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.

Современная семья - это основанная на браке или родстве малая социальная группа. В зависимости от структуры родственных связей выделяют, различные типы семей. Наиболее распространенной является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная (или сложная) семья. Она включает в себя три поколения и более, живущих вместе, связанных общим хозяйством. В зависимости от наличия в семье супругов, образующих ядро семьи, различают полные и неполные семьи. В состав полной семьи входят оба супруга, а в неполной семье один из супругов отсутствует. Однако любой тип семьи предполагает совместную жизнедеятельность ее членов.

В совместной жизнедеятельности членов семьи реализуются следующие функции:

  • репродуктивная - рождение детей;
  • хозяйственно-экономическая - ведение общего хозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
  • нравственно-психологического обеспечения - создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, морально-психологическая поддержка каждого члена семьи;
  • коммуникативная - организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми и семьями;
  • рекреативная - организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил и здоровья членов семьи;
  • воспитательная - создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей).

 Характер семейного воспитания изменяется в различные периоды жизни человека. Так, если в дошкольном возрасте семья играет исключительно важную роль в реализации материальных, духовных, познавательных потребностей ребенка, а в младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, то на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для подростка большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

К общим особенностям семейного воспитания относятся:

  1. Непрерывность, устойчивость и систематичность формирующих факторов семейного воздействия;
  2. Воспитание в семье основывается на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
  3. Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности, способствуют духовному обогащению каждого члена семьи, передаче и усвоению опыта;
  4. Взаимная направленность  формирующих воздействий, т. е. влияние оказывают не только старшие члены семьи на младших, но и наоборот (дети зачастую побуждают взрослых к самосовершенствованию, изменению своего  образа жизни, поведения, привычек);
  5. Создание благоприятных возможностей для учета индивидуальных особенностей, потребностей интересов каждого члена семьи;
  6. Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.

Семейное воспитание имеет ряд общих задач и принципов.

Важнейшими принципами семейного воспитания являются:

  • гуманность и милосердие;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность в отношениях с детьми;
  • последовательность и реалистичность в требованиях;
  • оказание посильной помощи детям, готовность отвечать на их вопросы.

 

К основным задачам семейного воспитания относятся:

  1. Создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка;
  2. Обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;
  3. Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  4. Приобретение детьми полезных прикладных навыков и умений, направленных на самообслуживание и помощь близким;
  5. Воспитание у детей чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я».

 

Семейное воспитание охватывает все направления воспитательной работы: умственное (интеллектуальное) воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. При этом очень важно, чтобы семейное воспитание не противопоставлялось школьному воспитанию, а дополняло его.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее, приоритетное использование некоторых из методов и средств воспитания. Это личный пример, обсуждение, доверие, сопереживание и др. Объективное влияние семьи на формирование личности ребенка реализуется в общении и совместной деятельности членов семьи и во многом зависит от таких факторов, как бытовые условия (материальные, жилищные и др.), нравственно-психологический климат и стиль взаимоотношений взрослых и детей в семье. Целенаправленное педагогическое воздействие семьи на личность определяется также, во-первых, воспитательной активностью родителей и других старших членов семьи и, во-вторых, педагогической культурой взрослых (их умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность).

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX-начала XX вв. П.Ф.Лесгафт, который считается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировал условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». К этим условиям от относил прежде всего атмосферу любви и взаимного уважения в семье. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, любить Родину, делать добро.

        Важным условием Лесгафт считал наличие в семье высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше всего эту роль выполняет мать-женщина, которая пользуется уважением в семье.

Необходимым условием семейного воспитания считается регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать эту работу в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, а затем как самостоятельный исполнитель.

Важно обеспечить гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок и музыки должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду.

Непременным условием семейного воспитания П. Ф. Лесгафт считал принцип постепенности и последовательности. На практике это означает, что ребенку должны поручаться только те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям и появится лень.

Воспитательный потенциал семьи в значительной мере определяется ее типом. Существуют различные классификации семей не только по составу, но и по типу взаимоотношений в них. Так, Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальные, средние и негативные (или скандально-раздражительные).

М. И. Буянов различает такие типы семей, как гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания.

Однако наиболее четкую классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала предложил Г. М. Минъковский, который выделял по этому признаку 10 типов семей:

1.   воспитательно-сильные;

2.   воспитательно-устойчивые;

3.   воспитательно-неустойчивые;

4.   воспитательно-слабые с утратой контактов с детьми и контроля над ними;

5.   воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;

6.   воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;

7.   маргинальные с алкогольной, сексуальной деморализацией;

8.    правонарушительские;

9.    преступные;

10.   психически отягощенные.

В семьях первого типа, доля которых составляет 15-20 % обследованных Миньковским семей, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Второй тип семей (35—40%выборки) создает в целом благоприятные условия для воспитания. Для третьего типа семей (10 % выборки) характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи. Четвертый тип (15-20 % выборки) объединяет семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников. Остальные типы (10-15 % выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными.

 Многие исследователи считают, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих детей. Причины тому различны. В частности А. Ситник выделил следующие причины:

  • однодетность и малодетность в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не имеют практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами;
  • жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
  • утрачены традиции народной педагогики;
  • в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослых;
  • возрастающие социальные и экономические трудности, низкая заработная плата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения.

Семейное воспитание осуществляют, как правило, не профессиональные педагоги. Поэтому в семейном воспитании нередко допускаются ошибки.

Рассмотрим, в качестве примеров, несколько типов неправильного семейного воспитания:

Безнадзорность и бесконтрольность проявляются в отсутствии внимания родителей к воспитанию детей. В результате такого воспитания родители заняты своими делами, а дети, предоставленные сами себе и занятые поисками увеселений, попадают под влияние «уличных компаний».

Гиперопека - жизнь ребенка находится под неустанным надзором, он постоянно слышит строгие приказания и многочисленные запреты. В итоге такого воспитания человек становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах. Разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумир семьи». Ребенок привыкает быть в центре внимания. Все его просьбы и желания     беспрекословно выполняются. Им постоянно восхищаются. В результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм.

Воспитание по типу«Золушки» т.е. в обстановке эмоциональной отверженности ребенка, безразличия, холодности. Такое воспитание приводит к появлению у детей неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности.

«Жестокое воспитание» проявляется в том, что ребенка сурово наказывают за малейшую провинность, и он растет в постоянном страхе. На основе страха возникают жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка и обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими. Следствием неправильного воспитания часто становится нарушение поведения ребенка в семье.

Рассмотрим типичные реакции нарушения поведения:

В детском возрасте - это, как правило, реакции отказа, оппозиции, непомерного подражания, компенсации. Реакция отказа (от игр, пищи, контакта) возникает в ответ на резкое изменение образа жизни или когда семья лишается кого-либо из близких.

Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания проявляется в копировании одежды, манер, речи реального человека или героя книги (кино). Плохо, если кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под предлогом «занятости» отодвигается на задний план.

В подростковом возрасте нередко проявляются следующие реакции:

Реакция эмансипации (освобождения) проявляется в желании вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями.

Реакция группирования со сверстниками. При этом, как правило, наблюдается повышенная преданность своей группе и безусловное принятие групповых ценностей и стандартов поведения.

Реакция увлечения - хобби-реакция может быть настолько сильной, что целиком захватывает подростка, снижает интерес к учебе и всему остальному. Увлечение может быть интеллектуальным (музыка, рисование и т. п.), телесным (спорт, культуризм и т. д.), лидерским (поиск ситуаций или компаний, где можно предводительствовать), эгоцентрическим (стремление выделиться модной одеждой, внешностью) и др.

Реакция гиперсексуальности - повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе и т.п.

Если на почве перечисленных ситуаций в семье возникает конфликт, то путь к его ликвидации лежит обычно через заключение компромисса между родителями и повзрослевшими детьми на основе тактичности и терпимости.

Семейное воспитание должно ограждать ребенка от контактов с безнравственными людьми, а также исключать так называемые «прибавочные раздражители» (роскошь, лакомства, азартные игры и т. п.) из жизни ребенка.

 Наряду с общими факторами семейной педагогики на воспитательную функцию семьи воздействуют факторы, обусловленные национальной спецификой и социально-культурными нормами и традициями, присущими определенному обществу.

Так, в России традиционно семья и брак рассматривались как монолитная основа общества, как духовное единение. Русский человек предпочитал смерть или пострижение в монахи разводу. Не случайно в России вплоть до XIII в. отсутствовал литературный жанр скабрезных историй об интимных отношениях между мужчиной и женщиной.

Однако в начале XX в., особенно после Октябрьской революции 1917 г., предпринимались попытки пересмотреть традиционные ценности, в том числе и роль семьи в воспитании личности. Влиянию семьи противопоставлялось влияние общества.

Логика развития современной западной цивилизации, основанной на господстве товарных отношений, неизбежно подрывает основы семейного воспитания. Взгляд на женщину и женское тело как на объект потребления и товар стал сегодня распространенным и во многих российских телепередачах, особенно в транслируемых западных фильмах и клипах. Результаты не заставили себя ждать:

Ежедневно в России расторгаются 1534 брака. Основные причина расторжения брака - нравственно-психологическая и педагогическая неподготовленность к строительству семейных отношений и к воспитанию детей. В результате распада семьи ежедневно 1288 детей остаются без одного из родителей (неполные семьи), 30 малышей ежедневно передаются на воспитание в Дом младенца (ребенка), 237 сбегают из дома, 952 ставятся на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, 235 оказываются на скамье подсудимых.

Русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Шелгунов еще в конце XIX в. писал: «Семья есть микрокосмос того общества, которое ее создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность. Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание...».

Характерная для России в прошлом патриархальная семья, базирующаяся на непререкаемом авторитете главы семьи и безусловном подчинении всех остальных ее членов, стала в наши дни большой редкостью. Поэтому для современной семьи особенно актуальна проблема отношений между поколениями внутри семьи. Можно выделить два стиля отношений между старшими и младшими поколениями в современных семьях: авторитарный и демократичный.

Авторитарный стиль характеризуется властью родителей (чаще отца) над детьми. Подобное воспитание преследует цель выработать у младшего поколения привычку беспрекословного подчинения. При этом старшее поколение мало считается с интересами, индивидуальностью и желаниями младшего поколения. Дети в таких семьях растут обычно дисциплинированными и послушными. Однако эти качества, как правило, результат слепого послушания, основанного на угрозе наказания. У младшего поколения в таких семьях слабо развиты самостоятельность, инициатива, творчество.

В подростковом возрасте дети в таких семьях нередко вступают в конфликты со старшими и отдаляются от семьи. Этот стиль семейных отношений наиболее характерен для традиционного общества, но доминирует и сейчас в несколько модифицированном виде в Китае, Японии и других странах. Этот стиль во многом обусловлен влиянием конфуцианства. Однако он не подрывает, а укрепляет основы общества и позволяет сохранить прочную семью.

При демократичном стиле семейных отношений старшее поколение в семье выступает организатором всего семейного коллектива. Наказания в таких семьях, как правило, не применяются. Младшему поколению предоставляется значительная свобода действий. Однако в этих семьях не всегда удается определить меру требовательности к детям, выдержать режим дня, обеспечить посильный труд младшего поколения. В результате дети имеют только права, но не имеют обязанностей, становятся индивидуалистами, не способными понимать других людей и быть гражданами и патриотами.

В идеале демократичный стиль взаимоотношений между поколениями должен основываться на взаимной любви и уважении, внимании и заботе взрослых и детей друг о друге, а это требует достаточно высокого уровня культуры и духовности от каждого члена семьи и от общества в целом. Этот стиль в идеальном варианте довольно редко встречается в действительности.

В нашей стране проблема взаимоотношений между поколениями обострена идеологизацией общества, переоценкой ценностей и нравственных установок. При этом в XX в. такая переоценка проводилась неоднократно. Старшее поколение объявлялось консервативным и несостоятельным. Его идеалы и ценности подвергались целенаправленной массированной критике, а в молодежи поддерживался дух нигилизма и неуважения к старшему поколению. В результате общество и семья переживают острейший кризис, а население вымирает.

Очевидно, что преодоление этого кризиса следует искать не в противопоставлении поколений, но в их сотрудничестве во имя общенациональных целей.

 

         (из учебного пособия Ю.Н. Лачугиной "Педагогика и психология", 2008г )

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 имени полного кавалера ордена Славы Петра Георгиевича Макарова города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области